Нафанаил, инок Корнилиева монастыря

Нафанаил, инок Корнилиева монастыря
Нафанаил (XVI в.) – инок Корнилиева монастыря, автор Жития Корнилия Комельского. Имя автора и время создания памятника известны по приписке к Житию, сохранившейся в рукописи ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 562 (1630 г., Четья-Минея Германа Тулупова): «В лето 7097 мая в 22 при державе государя, благовернаго царя и великаго князя Феодора Ивановича, всея России самодержца, в лето шестое царства его, и при святейшем патриархе Иеве по благословению отца нашего игумена Лаврентия написано бысть житие преподобнаго во обители пречистыя Богородица Корнилиева монастыря рукою многогрешнаго и последняго во иноцех Нафанаила Корнильевскаго». Н. был современником Корнилия Комельского, принял от него хиротонию («...мы бо аще и недостойни есмы ученицы его нарицатися, но убо рукоположению от святаго сподобихомся»), свою задачу агиографа он сформулировал как желание «писанию предати яже видехом и слышахом от уст святаго старца». Написанное в 1589 г. Житие в 1600 г. было представлено на церковный собор тогдашним игуменом Корнилиева монастыря Иосифом. После рассмотрения Жития и службы патриархом Иовом и царем Борисом Годуновым было постановлено: праздновать память Корнилию по всему Русскому государству. До указа 1600 г. память отмечалась в Корнилиевом монастыре, в вологодском соборном храме и по церквам Вологодского уезда (см.: Послание патриарха Иова к игумену Корнилиева монастыря Иосифу от 21 февраля 1600 г. // ААЭ. Т. 2. С. 379–380). О Корнилии Комельском Житие сообщает, что он был уроженцем Ростова, сыном Феодора и Варвары. Брат Феодора, Лукиан, нес службу дьяка при великой княгине Марии (во инокинях Марфе), по его инициативе семья Феодора переселилась в Москву, и там Корнилий был определен на службу ко двору княгини. Когда Лукиан постригся в монахи, уйдя в Кириллов монастырь, вслед за ним ушел в монастырь племянник Корнилий. Спустя семь лет Корнилий привел сюда и своего брата Акинфия, постригшегося с именем Анфим. В Кириллове монастыре Корнилий занимался книгописанием, автор замечает по этому поводу: «свидетели же сим книги его в Кириллове и доныны». После пребывания в Кирилло-Белозерском монастыре Корнилий «вдал себя странничеству», обходя монастыри и пустыни. Оказавшись в Новгороде, он общался там с архиепископом Геннадием. Житие сообщает, что Геннадий ценил Корнилия за то, что тот был «премудростию, разумом и словом украшен», и хотел оставить его при себе. Но из Новгорода Корнилий ушел в пустынь, сначала – близ Новгорода, а потом – близ Твери. В 1497 г. он пришел в глухой Комельский лес и жил здесь сначала уединенно (в это время на него нападали разбойники и «ничтоже обретоша, разве книг»), а затем собрал вокруг себя братию и создал монастырь. Житие довольно подробно рассказывает о приемах руководства Корнилия монастырем (среди которых было и вечернее «обхождение», подобно Феодосию Печерскому, волчком келий братии, и произнесение поучений к инокам «на соборе», и учреждение устава для монастыря). В последние годы жизни Корнилий несколько раз пытался покинуть игуменство. Первый раз это случилось незадолго до путешествия великого князя Василия III Ивановича в Кирилло-Белозерский монастырь для богомолья о даровании наследника. Корнилий в это время, как повествует Житие, «не хотя славим быти от человек», удалился из монастыря «на место пусто». Когда, направляясь в Кирилло-Белозерск, великий князь пришел в Корнилиев монастырь, то, не застав там Корнилия, повелел через посланника, чтобы Корнилий ждал его на обратном пути у себя в монастыре. При встрече великий князь просил Корнилия вернуться в монастырь, а Корнилий просил позволения остаться в «пустыни» безмолвствовать. И Василий III, попросив Корнилия молиться о даровании ему потомства, «сотвори по воли его». Вскоре на новом месте своего «безмолвия» Корнилий захотел создать церковь и отправился в Москву за получением разрешения на это дело от великого князя. Но князь, помня прошение братии Корнилиева монастыря о возвращении их игумена, не дал ему такого разрешения и повелел вернуться в свой монастырь. После этого Корнилий некоторое время укрывался в Троице-Сергиевой лавре и там безмолвствовал. Но когда обнаруживший его там великий князь снова стал понуждать его возвратиться в свой монастырь, тот повиновался ему. В другой раз Корнилий, покинув игуменство, ушел в Кириллов монастырь и, чувствуя себя «старостью и недугом обличаваема и к концу приближающася», затворился там в келии. Братии снова удалось вернуть его, но Корнилий согласился на это при условии, что игуменом в монастыре будет другой, вручил старейшинство своему ученику Лаврентию, а сам вновь «затворися в келии и пребываше в безмолвии» до смерти. Житие Корнилия не издано, списки его указаны Н. П. Барсуковым. Лит.: Описание Комельского монастыря. Вологда, 1855; Ключевский. Древнерусские жития. С. 303–304; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 314–316; Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР. 1895. Кн. 4, отд. IV. С. 85–94; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. Вып. 1–5. С. 297–306; Голубинский. История канонизации. С. 120.
Н. В. Понырко

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Нафанаил, инок Корнилиева монастыря" в других словарях:

  • Нафанаил (инок Корнилиева монастыря) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Нафанаил. Нафанаил (XVI век) инок Корнилиево Комельского монастыря, автор жития Корнилия Комельского. Имя Нафанаила известно из приписки к житию преподобного Корнилия, сохранившейся в рукописи,… …   Википедия

  • Нафанаил — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его …   Википедия

  • Геннадий, основатель Спасо-Геннадиева монастыря — Геннадий (в миру Григорий) (ум. 23 I 1565 г.) – основатель и первый игумен Спасо Геннадиева монастыря, автор «Наказания и поучения к братии и к людем». Биографические данные о нем извлекаются преимущественно из его жития, написанного учеником… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Логгин, монах Спасо-Прилуцкого монастыря — Логгин (XVI в.) – монах Спасо Прилуцкого монастыря под Вологдой, автор Жития Иоанна (Игнатия) Вологодского. Имя автора указано в заглавии Жития: «Месяца майя в 19 день преставление благовернаго князя и преподобнаго отца нашего Игнатия чюдотворца… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Житие Корнилия Комельского — См.: Нафанаил, инок Корнилиева монастыря …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Корнилий Комельский — (1455 – 19 V 1537 г.), автор монастырского устава и книгописец. Основным источником биографических сведений о К. служит его Житие, написанное в 1589 г. его учеником Нафанаилом Корнилиевским. Уроженец Ростова из рода Крюковых, К. в молодые годы… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»